Перевести страницу

СТАТЬИ

Когда клиент не всегда...

Как же знакома всем творческим людям эта наболевшая тема отношений с клиентом, особенно с заказчиком, с тем, кто пришёл оплатить по достоинству твой творческий труд. Именно с таким заказчиком, кто всегда знает чего хочет (даже если это не так) и всегда говорит об этом прямо и с претензией, с тем, кто даст денег, а в итоге скажет мило: «ну, это конечно не то, что я хотел… но раз уж вы уже так сделали…» - и это в лучшем случае. И, хвала Богу, есть и такие клиенты, которые придут и без лишних комментариев купят, что есть и закажут еще, безмолвно уважая творческий труд и его результаты. Да, скорее всего, и у меня накипело, а так как моё оружие есть слово, - пишу. Кому тема близка – услышит.

 

Всё чаще возникает хороший повод сказать о том, что художнику нужно, просто необходимо, самому себя ценить, и точно, на 200 процентов знать, что именно он хочет сказать миру тем или иным художественным вывихом, сказать, дабы объяснить клиенту свой замысел и способы его воплощения. Есть, конечно, и такие гении, которые творят с возвышенным пофигизмом, мол, зритель пусть сам догадается, но, так или иначе, всем художникам приходится считаться с тем, что они творят не на небесах, а на земле-матушке, и «святым духом» тут вряд ли будешь сыт. Конечно, не каждый клиент выслушает твои устремления и озарения, но «держать марку» художник обязан сам для себя, даже молча и никому ничего не объясняя, дабы не скатиться в ножки тому, кто лишь изредка соприкасается с процессом создания художественной работы, а уж тем более не знает, насколько она может быть оценена в денежном эквиваленте. Это знает лишь автор, и то смутно, и то, когда он объективен, что, в принципе, редкость.

К сожалению, часто художникам недостаёт широты художественных впечатлений, потому как, всё-таки, у них гипертрофировано личностное восприятие реалий, а их творческое время предназначено исключительно для шлифовки мастерства и выработки собственного стиля. Им просто некогда штудировать историю искусств и находить среди океана художников их особенности и общие черты, дабы на их опыте взращивать свои открытия. Это же самое – и к счастью, потому что художник должен и обязан оставаться жить с незамутнённым взором ангела, чтобы спеть новую песню о старой истине.

 

Здесь приходят на помощь искусствоведы, и я никогда не премину упомянуть о том, что лишь недальновидные и, простите, совсем уж глупые художники обесценивают творческий труд переводчиков искусства как для любителей, так и для его ценителей. Именно искусствоведы, квалифицированные, эрудированные, с опытом продажи художественных произведений, как никто другой могут правильно подать и продать художественное произведение, и заодно развеять иллюзии клиентов насчёт того или предмета. И, в общем-то, «напустить туману» они тоже могут, но тут уже вступают в силу личные качества человека, его порядочность и честность по отношению, как к творцу, так и к купцу. Стоять на амбразуре и становится «буфером» между ними приходится именно искусствоведам, чья задача - не поддаться корыстному желанию принять какую-либо из сторон. Тут уж ты становишься, одновременно, «и сват и брат», а иногда и адвокат. Именно они, как друзья и, часто, даже безвестные соавторы художника, могут подсказать, что и где можно усилить и что убрать, чтобы художественный образ стал ярче и выразительнее. И даже сделать так, чтобы, не убив замысел и художественные достоинства, всё же продать предмет искусства желающему раскошелиться. Существуют среди них, конечно, и такие, что наживаются на славе одних и непросвещённости других или «делает мухи слона», а то и превращают слона в муху. Они называются критики или, проще говоря, посредники (от слова «посредственность»), этакие «арт-дилеры» от искусства. Так вот, так называемый арт-дилер, с заезженной донельзя приставкой «арт», менеджер, пиарщик, раскрутчик имени, шоумен, аукционист, эксперт по беспошлинному вывозу художественных ценностей из страны, топовый администратор выставочного зала и искусствовед, обладающий навыками реализации художественных произведений – это совершенно разные по назначению и смыслу профессии.

Задача искусствоведа показать индивидуальность автора, найти лучшее, а где нужно, и поставить точку над I, на конкретных примерах доказав, почему какие-то вещи можно считать искусством, причём искусством разного сорта, а что можно назвать лишь профанацией. Рассказать художнику, как другу (ведь друг имеет право сказать то, что другие не скажут), что «тогда-то и кто-то уже так делал, поэтому сделай вот так», или «это напоминает такое-то явление или выдаёт приёмы такого-то стиля», или просто «у тебя «замылился глаз» и тебе нужно пойти погулять в тишине или провести время в беседе о настоящем искусстве». Или просто восхититься, кратко обозначив явление двумя словами: гений и шедевр. И, всё же, по общим устремлениям и отношению к творчеству волею судеб чаще всего выходит, что искусствовед ближе художнику, а не клиенту. Такому клиенту, который пришёл именно купить, а не обратился к творчеству, оценив его по достоинству.

В общем и целом, основной задачей искусствоведа остаётся прояснить искусство конкретного автора со стороны знания законов и истории художественного творчества, как клиенту, так и самому автору, что он тут этакого натворил и насколько это творение потянет. Объяснить и клиенту, почему именно сие творение бесценно, развеяв на основе конкретных доводов все его представления о том, что «материалы же и работа не могут стоить так дорого», ну или наоборот, что данная работа обесценивает стоимость даже материалов… Ведь всякое бывает. Опыт и только опыт решает в жизни всё, как в повседневной, так и в творческой. Опять же, бывает, что человек с рождения проявляет умения, которые не снились некоторым и спустя многие годы работы, но здесь, опять же, опыт прошлых жизней никто не отменял. И, если в данный контекст не верить, совершенно не значит, что его нет.

 

Сложно ли художнику выслушивать комментарии типа: «а что тут у вас неровно?» или «а я думал тут другой будет цвет, я вообще-то белый люблю…». Думаю, не сложно. Потому что хороший художник ничего не делает неосознанно и, прежде чем предложить результат, он много часов размышляет над мелочами и образом. Иногда возникает удивление, когда клиент узнаёт, что белого цвета, например, вообще не существует, а перфекционизм - это просто чума нашего века. Или что его представления, мягко говоря, не соответствуют понятию художественности, а главные ориентиры – ровно и гладко, совсем не ориентиры для тех, кто творит по велению сердца, разумно и творчески подходя к воплощению задуманного. Если бы человек к себе так относился внимательно, а не к тому с кем имеет дело…

Художник часто не видит смысла объяснять клиенту всю картину своего мировоззрения и ему проще где-то уступить в деньгах или даже вообще отказаться от сделки. Моя б воля, я бы всех отсылала подробно изучать древнее японское искусство со стороны вещи как художественной ценности, примера вкуса и минимализма, слияния с природой, и художника, как слугу исключительно прекрасного проявления действительности. С этим у них всё в порядке. Или, например изучать в классе этак пятом-десятом, особенности каждого направления и стиля, или исторические предпосылки того или иного явления в мировом искусстве. Уже не говорю о знании, хотя бы на хрестоматийном уровне, великих художников своей родины. Конечно же, если бы все знали историю искусства, законы композиции и цветоведения так, как знают их искусствоведы, то наша профессия бы исчезла с лица земли, а если она до сих пор имеет место, значит это кому-нибудь нужно.

Резюмировать все вышеизлитое можно так: художнику обычно попросту некогда отстаивать свою правоту перед клиентом, но, порой это необходимо, принимая во внимание общий современный низкий уровень художественного образования и вкуса, ограниченного не более чем дизайном и способностью отличить ядерно-розовое от цвета красного знамени, знакомого всем.

Художнику жизненно необходимо утверждать своё творчество как кредо, в первую очередь себе самому объясняя свои высокие устремления, понимать своё творчество миссию, как послание, а не подгонять его под рыночную стоимость, оправдывая себя тем, что он так много работает, что не спит ночами. Опять-таки, отстаивать своё искусство ему даёт право лишь его опыт и профессионализм, но никак не снобизм и ложное самомнение. Ирония автора к самому себе ценнее всего, но здоровая ирония рождается только от здоровой самооценки и понимания своего места и предназначения. Ведь каждый хороший художник знает, что он лишь игрушка в руках Провидения. Это Провидение, ведущее его за собой, само по себе бесценно, а еще бесценнее то, что художник следует ему с искренностью ребёнка, бескорыстно делясь вдохновением с другими, и уповая лишь на свой талант и мастерство. Без этих знаменателей, увы, не сложится творческое уравнение с одним неизвестным, имя которому - Господь. Дорогие художники! Формируйте свою самооценку на основе вашего опыта, ваших умений и уничтоженных вами же самими шедевров, в стремлении приблизиться к совершенству. Почаще задавайте себе вопрос, что несёт миру моё творчество, есть ли то, чем я хочу поделиться, что сказать, а если этого нет, то лучше промолчите, пока сами не определите для себя свои ориентиры и цели. И, главное, внутри оставайтесь детьми… Посмотрите внимательнно, ведь дети получше знают то, чего они хотят, в отличие от взрослых.

Уважаемые господа клиенты! Присмотритесь к творчеству автора, прежде чем делать ему заказ, определите для себя, схожи ли ваши приоритеты с принципами того или иного мастера, вместо того, чтобы на основе своих материальных достижений впоследствии корчить недовольную мину. Разыщите в себе уважение к таланту, к умению, к конкретному человеку, который уделяет вам время своей бесценной жизни, пытаясь удовлетворить ваш взыскательный вкус, однако, при условии его наличия. Покупайте не торгуясь, потому что это унижает, потому что художник (а не делец) никогда не поставит себе завышенную оценку, скорее наоборот, будучи недовольным результатом принизит себя там, где это совершенно неуместно, если смотреть объективно. Любите искусство, начните разбираться в нём, а не потреблять его как в супермаркетах, когда на полках куча разных видов одного и того же, а хорошего и качественного – раз – и обчёлся. Увы, искусство теперь здесь не исключение. А если у вас слишком высокие претензии к художнику – добро пожаловать на распродажи в супермаркетах, или в магазины фиксированной цены – там вы точно не почувствуете себя обделённым. Да, еще есть дорогие сувенирные лавки, но они, как правило, не имеет отношения к художественному творчеству.

Уважаемые коллеги искусствоведы! Помогайте и тем и другим здраво взглянуть на природу творчества на основе своего знания опыта поколений, на основе вашего ведания искусства, знания особенностей того или иного мастера, общих черт исторического времени, а не своих сугубо личных пристрастий. Будьте максимально объективны и становитесь переводчиками искусства на доступный для понимания язык, не теряя его глубины, а проявляя её для тех, кто решился заглянуть в мастерскую. Давайте людям больше поводов накормить художника! Он слишком занят, чтобы бегать за клиентами в вашем лице и рассказывать, как его озарила нынче муза! Будьте просветителями публики, столь искушённой зрелищами, всякими минутными реалити-шоу и магазинным глянцем, будьте вестниками искусства, а не потребителями или дельцами от него. Объясняйте искусство, постоянно его изучая, любите его, рассматривайте его вблизи и разбирайтесь в нём. Имейте своё мнение, а не пристрастия. Тогда ваши слова будут услышаны, художник найдёт признание, а клиент – удовлетворение.

В конечном итоге, все мы жаждем лишь удовлетворения и только в стремлении к нему растём, если, конечно не деградируем в угоду клиенту или усреднённому общественному мнению. Клиенту, который, отнюдь не всегда прав, да и не всегда он есть, когда хочется есть... И только истинный художник, стремясь к внутреннему удовлетворению, чаще всего остаётся неудовлетворённым, чувствуя, что ему неподвластен этот вечный процесс творения, он остаётся иной раз голодным, но счастливым, потому что не изменяет сам себе и больше всего на свете желает быть ближе к тайне мироздания. И здесь не идёт речь о тех, кому нужна лишь слава, добытая любыми путями.

Дорогой художник!... Искренний, чудной и наивный соавтор Господа Бога, не перестающий удивляться красоте Его творения! Всегда оставайся человеком, полным идей и поисков их воплощения в реальности, испытывающим эту вечную жажду познания мира и себя в нём. Будь исполненным желания создавать прекрасные произведения, а не деформированные объекты, разрушающие и без того шаткую психику человека XXI века. Будь способен и смел рождать искусство, всегда таинственное и свежее, которое не надоест и не станет раздражителем после недели жизни вблизи него, а будет день ото дня продолжать восхищать, удивлять и рождать в душе причастность к Источнику любви и творчества. И удачи нам всем в поисках прекрасного!

Искусствовед Мария Gla(tskova). Мастерская РУКИRUKI. СПб, 2017. 


Нет комментариев

Добавить комментарий